Группа компенсирующей направленности с задержкой психического развития (5 - 6 лет)

Патриортическое воспитание




Беседа "Моя семья"



«Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей старшего возраста»

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Сегодня проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины способного выполнять гражданские обязанности.

Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детское сердце искорку любви к Родине.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств — начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине — происходит постепенно от младшего возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и, конечно же, воспитания. Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании тоже. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте.

Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.

Игра «Моих родителей зовут…» 

Закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек , бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес.

Игра «Мой адрес».

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч,  должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

Игра  «Добрые слова» 

воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова»

Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Ребенок  рассматривает картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку.

Игра «Как я дома помогаю». В первый раз используем сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок. Ребенок по очереди называет домашние дела, в которых принимал участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотел бы в ней поучаствовать

Игра «Дружная семейка». 

В ней ребенок развивают умение рассказывать о членах своей семьи.

В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:

(пальцы ребёнка зажаты в кулак)

Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки); Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки); Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки) Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки); Этот пальчик – я (отгибается мизинец) Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона) понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажа мы сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семейка».

Дидактическая игра «Профессии» 

знакомит детей с профессиями людей, что помогает  воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.

Ребенку  предлагается весь набор карточек. Он выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность.

Дидактическая игра «Наш детский сад».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. С  родным поселком и городом помогают познакомиться такие игры как, «Найди герб », где из 6-7 разных гербов должны найти герб своего города.

Игра «Наш город»

 закрепляются знания детей о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада В игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении.

Дидактическая игра «Где находится памятник?» 

знакомит детей с памятниками, учит ориентироваться в родном городе. Взрослый демонстрирует изображения памятников, просит вспомнить и  рассказать, где установлен этот памятник.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает  любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе  демонстрации карточек  с изображениями птиц, взрослый  просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Игра «Животные нашего края» 

знакомит детей  с животными родного края.

Кроме ближайшего окружения, знакомства с детским садом, городом, мы начинаем знакомить детей с его Родиной, символами, главными людьми России, национальной одеждой, народными промыслами, с русскими народными сказками.

С помощью игр, знакомятся с символами России, основными (главными) личностями страны.

Так, в дидактической игре «Флаг России», ребенок должен из 3 полосок разного цвета, собрать флаг своей страны. Эта игра помогает  узнать основные цвета российского флага, ну и, естественно, формирует знания о  флаге своей страны.

В игре «Герб России», дети должны из кусочков (8 шт.) собрать картинку- герб России. Эта игра способствует формированию знаний о гербе своей страны – России.

В игре «Назови кто это?», дети знакомятся с главными людьми РФ.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, в дидактической игре «Отгадай сказку»  знакомим детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.

Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая отличает их от других народов. В дидактической игре «Подбери наряд кукле», знакомятся с разными национальными костюмами.  Среди них они должны найти русский народный костюм для бумажной куклы.

Интерес к русскому творчеству мы  прививать в игре «Народные промыслы», где ребята  в форме игры-лото знакомятся с различными видами русских промыслов.

Благодаря дидактическим играм, ребенок, постепенно,  знакомится с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами), народным творчеством (сказки).

Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.


Комментариев нет:

Отправить комментарий