Группа компенсирующей направленности с задержкой психического развития (5 - 6 лет)

Тема недели

                               

Тема недели 

"Вот мы какие стали большие"


"Цветы"


"День Победы"


"Праздник Весны и труда"


"Насекомые"


"Перелетные птицы"


"Космос"


"Животные жарких стран"


"В гостях у сказки"







"8 марта"

 


РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- составить вместе с ребёнком альбом «Что за чем?» (последовательность режимных моментов).
- показать детям способы безопасного использования бытовых приборов, не разрешать детям пользоваться  предметами, требующими осторожного обращения
предложить совместно составить рассказ «Мы умеем отдыхать»
- Принести фотографии бабушек и мам.
-  Предложить мамам рассказать детям о своей работе.
- Поддерживать традиции семейных праздников, досугов.
- Выставка семейных фотографий «Мамы нашей семьи»
 Развиваем речь:
Игра «Подбери признак»
Мама (какая?) - ...
Сестренка (какая?) - ...
Бабушка (какая?) - ...
Игра «Назови ласково»
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...
Бабушка - ...
Сестра - ...
Тетя - ...
Игра «Подбор слов – действий»:
-Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д.
- Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д.
- Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.
 
Игра «Счёт»:
Одна мама, две мамы, пять мам.
Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две сестры, пять сестер.
Одна учительница, две учительницы, пять учительниц.
Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.
 
Игра «Что делает – сделала - сделает»
- Мама что делает? – гладит.
- Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.
- Бабушка что делает? – стирает.
- Бабушка что сделает? - отстирает, постирает, выстирает.


"Ранняя весна"






"День Защитника Отечества"

Словарь:
Существительные: Солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полковник, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник.
Глаголы: Воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, сопротивляться.
Прилагательные: Храбрый, сильный, отважный, внимательный, героический, трусливый, доблестный, военный.





"Продукты питания"


1. Посетите универсам вместе с ребенком и познакомьте его с названиями различных продуктов, отделов продуктового магазина (молочный, мясной, бакалейный, овощной, рыбный). Закрепите в словаре обобщающее понятие «продукты питания

2.Закрепите названия основных блюд (суп, каша, котлеты и т.д.), продуктов (молоко, мясо, крупа и т.д.) и слова, обозначающие способы приготовления блюд (варить, жарить, резать, солить, помешивать и т.д.).

3. Закрепите названия основных приемов пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) и образованные от них действия (завтракать, обедать и т.д.).

4. Привлекайте ребенка к посильной помощи взрослым в приготовлении пищи, сервировке стола, мытью посуды и т.д. Обязательно проговаривайте свои действия, называйте продукты, блюда, посуду, инструменты, которые используете.

5. Игра «Посчитай до пяти»

Одна котлета, две котлеты … . Один вкусный блин, два вкусных блина … . 6. Упражнение «Из чего - какой?» Назови блюда правильно. Салат из овощей – овощной. Каша из гречневой крупы - … . Запеканка из творога - … . Пюре из ягод - … . Котлета из печени - … .

"Бытовые электроприборы"

Дети должны знать:

Назначение основных электроприборов в доме.
Почему они так называются.
Как с ними обращаться.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, видеомагнитофон, торшер, лампа, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, электроплита, тостер, фен, вентилятор, микроволновая печь, морозильник, техника, провод, розетка, вилка, электричество;
Прилагательные: цветной, черно-белый, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, бытовая;
Глаголы: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать.

Почитайте с ребенком:

«Сказка про утюг» М. Гуселётов

«Я чайник – ворчун»

«Сказка о люстре» О. Браилова

«Телефон» Н.Носов

Сказка «Ссора электроприборов в магазине»

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Дидактическая игра «Назови ласково» 
Телефон — телефончик. 
Пылесос— пылесосик.
Торшер — торшерчик. 
Лампа — лампочка.
Холодильник — холодильничек. 
Утюг — утюжок. 
Плита — плитка (плиточка).


Дидактическая  игра «Один -много» 
Телевизор — телевизоры — телевизоров.
Магнитофон — магнитофоны — магнитофонов.
Пылесос — пылесосы — пылесосов.
Люстра — люстры — люстр.
Телефон — телефоны — телефонов.
Радио — радио — радио.
Торшер — торшеры — торшеров.
Лампа — лампы — ламп.
Компьютер — компьютеры — компьютеров.

Дидактическая игра «Посчитай» 
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров.
Одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр.
Один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.

Дидактическая игра «Скажи со словом «Нет» 
Пылесос — нет пылесоса. 
Люстра — нет люстры. 
Телефон — нет телефона. 
Компьютер — нет компьютера. 
Стиральная машина — нет стиральной машины. 
Микроволновая печь — нет микроволновой печи. 
Электроплита — нет электроплиты. 
Тостер — нет тостера. 
Фен — нет фена. 

Дидактическое упражнение  «Закончи предложение» 
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

Дидактическое упражнение  «Что будет, если … » 

  • Что будет, если во всем доме отключат электричество?
  • Что будет, если не выключить утюг?
  • Что будет, если электроприборы не выключать?
  • Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку? Что будет, если включить неисправный электроприбор?
  • Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд?


Моя семья

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Проверьте, знает ли Ваш ребёнок: 
●Что такое семья (родственники, родные люди)? 
●Состав своей семьи? 
●Названия ближайших родственников (сестра, брат, дядя, бабушка и т.д.)? 
●Кто он для бабушки с дедушкой (внук, внучка), для родителей (сын, дочка), для брата и сестры? 

Выполняйте вместе с ребёнком упражнение для пальцев «Семья»: 
Этот пальчик — дедушка, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке) 
Этот пальчик — бабушка, 
Этот пальчик — папа, 
Этот пальчик — мама, 
Это пальчик — я, 
Вместе — дружная семья. (сцепляем и сжимаем пальцы рук) 
Эти пальцы — дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках) 
Эти пальцы — бабушки… 
Эти пальчики — девочки и мальчики. 

Вместе с Вами учим детей 
Объясните ребёнку, что такое семья (родные люди). 
Назовите всех членов своей семьи (мама, папа, сын, дочка), рассмотрите фотографии ближайших родственников (дедушка, бабушка, тётя, дядя). 

Называем членов семьи ласково 
Объясните малышу, что его можно назвать просто по имени (например, Миша), а можно назвать ласково (Мишенька). И всех членов семьи тоже можно назвать ласково: мама – мамочка, мамуля, бабушка – бабуля, бабулечка. Придумайте как можно больше ласковых слов. 

Используем в речи прилагательные 
Предложите малышу придумать о каждом члене своей семьи по два-три красивых слова: 
●Мама (какая?) – хорошая, добрая, красивая. 
●Папа (какой?) – высокий, сильный и т.д. 

Используем в речи глаголы 
Предложите ребенку ответить, что делает мама/папа/сестра/бабушка и т.д. ●Мама (что делает?) – заботится, любит, обнимает, готовит 
●Папа (что делает?) – чинит, играет, работает, помогает и т.д. 

Подберите картинки лото или найдите картину с изображением семьи. Пусть малыш отвечает, глядя на картинки – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания по лексической теме «Семья».

"Зимние забавы"


РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
УТОЧНИТЬ У РЕБЁНКА, КАКОЕ СЕЙЧАС ВРЕМЯ ГОДА, ПОПРОСИТЬ НАЗВАТЬ ВСЕ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ;
СПРОСИТЬ У РЕБЁНКА, В КАКИЕ ИГРЫ МОЖНО ИГРАТЬ ЗИМОЙ, А В КАКИЕ НЕЛЬЗЯ И ПОЧЕМУ (УЧИМ ДЕТЕЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ);
УТОЧНИТЬ У РЕБЁНКА, КАКИЕ ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА ЗНАЕТ, КАКОЙ ИНВЕНТАРЬ НУЖЕН ДЛЯ ЭТОГО.

Задание 1. Упражнение "Почему так назван?" (упражняем в словообразовании, в том числе и в образовании сложных слов).

КОНЬКОБЕЖЕЦ - ПОТОМУ ЧТО ЧЕЛОВЕК БЕГАЕТ НА КОНЬКАХ,
САНОЧНИК - ...,
ЛЫЖНИК - ...,
СНОУБОРДИСТ - ...,
ХОККЕИСТ - ...,
ФИГУРИСТ - ...,
ПРЫГУН - ...

Задание 2. Упражнение "Расскажи какой?" (упражняем в согласовании прилагательных с существительными: подобрать как можно больше признаков к "предмету"):

СНОУБОРДИСТ (КАКОЙ?) - ОТВАЖНЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ, БЫСТРЫЙ, ЛОВКИЙ, ЛЁГКИЙ И Т.Д.

Задание 3. Упражнение "Мальчики и девочки" (упражняем в образовании существительных мужского и женского рода)

МАЛЬЧИК ИГРАЕТ В ХОККЕЙ - ОН ХОККЕИСТ, А ДЕВОЧКА ИГРАЕТ В ХОККЕЙ - ОНА ХОККЕИСТКА
ФИГУРИСТ - ФИГУРИСТКА
САНОЧНИК - САНОЧНИЦА
КОНЬКОБЕЖЕЦ - КОНЬКОБЕЖКА
ЛЫЖНИК - ЛЫЖНИЦА
СНОУБОРДИСТ - СНОУБОРДИСТКА
ПРЫГУН - ПРЫГУНЬЯ

Задание 4. Упражнение "Посчитай" (упражняем в согласовании числительных с существительными)

ОДИН САНОЧНИК, ДВА (ТРИ, ЧЕТЫРЕ) САНОЧНИКА, ПЯТЬ САНОЧНИКОВ
ОДНА ФИГУРИСТКА, ДВЕ (ТРИ, ЧЕТЫРЕ) ФИГУРИСТКИ, ПЯТЬ ФИГУРИСТОК И Т.Д.

Задание 5. Упражнение "Кому что нужно?" (упражняем в употреблении дательного падежа существительного)

КОМУ НУЖНА КЛЮШКА? КЛЮШКА НУЖНА ... (ХОККЕИСТУ).
КОНЬКИ - ХОККЕИСТУ, ФИГУРИСТУ
СНОУБОРД - СНОУБОРДИСТУ
ЛЫЖИ - ЛЫЖНИКУ, БИАТЛОНИСТУ
КАТОК - ХОККЕИСТУ, ФИГУРИСТУ, КОНЬКОБЕЖЦУ
ГОРА - СНОУБОРДИСТУ
САНКИ - САНОЧНИКУ
ШАЙБА - ХОККЕИСТУ
ВОРОТА - ХОККЕИСТУ

Задание 6. Упражнение "Чей предмет?" (упражняем в образовании притяжательных прилагательных и согласовании с существительными).

ВОРОТА ДЛЯ ХОККЕЯ ЧЬИ?  - ХОККЕЙНЫЕ ВОРОТА
ТРАССА ДЛЯ САНОК ЧЬЯ?  -  САНОЧНАЯ ТРАССА
КОНЬКИ ДЛЯ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ ЧЬИ?  - ФИГУРНЫЕ КОНЬКИ
ТРАМПЛИН ДЛЯ ПРЫЖКОВ НА ЛЫЖАХ ЧЕЙ? -  ЛЫЖНЫЙ ТРАМПЛИН
ВИНТОВКА ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ЧЬЯ? -  БИАТЛОННАЯ ВИНТОВКА
ДОРОЖКА ДЛЯ БЕГА НА КОНЬКАХ ЧЬЯ? -  КОНЬКОБЕЖНАЯ ДОРОЖКА

Задание 7. Выучить стихотворение (по выбору)

      ДЕТСТВО
ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ;
ВОТ МОЙ ДОМ РОДНОЙ;
ВОТ КАЧУСЬ Я В САНКАХ
ПО ГОРЕ КРУТОЙ...
ВОТ СВЕРНУЛИСЬ САНКИ,
И Я НА БОК - ХЛОП!
КУБАРЕМ КАЧУСЯ
ПОД ГОРУ В СУГРОБ.
И ДРУЗЬЯ - МАЛЬЧИШКИ,
СТОЯ НАДО МНОЙ,
ВЕСЕЛО ХОХОЧУТ
НАД МОЕЙ БЕДОЙ.
ВСЁ ЛИЦО И РУКИ
ЗАЛЕПИЛ МНЕ СНЕГ...
МНЕ В СУГРОБЕ - ГОРЕ,
А РЕБЯТАМ СМЕХ! 
А. СУРИКОВ, 1866

        РАБОТНИЦА
МЫ СЛЕПИЛИ БАБУ СНЕЖНУЮ,
БАБУ СНЕЖНУЮ, ПОТЕШНУЮ,
А ЗИМА СКАЗАЛА ЕЙ:
"СТАНЬ РАБОТНИЦЕЙ МОЕЙ!
У ТЕБЯ В РУКАХ МЕТЛА,
ТЫ Б ДОРОЖКИ ЗАМЕЛА.
РАЗДЕЛИ СО МНОЙ ЗАБОТЫ
И СТАРАЙСЯ ДОТЕМНА".
А УВОЛИЛА С РАБОТЫ
БАБУ СНЕЖНУЮ ВЕСНА.
           В. ШВАРЦ



"Профессии"


Родителям рекомендуется:
Закрепить с детьми название профессий (по картинкам): учитель, врач (стоматолог, окулист, хирург, терапевт), медсестра, строитель (каменщик, маляр, крановщик), сапожник, лётчик, водитель, парикмахер, полицейский, пожарный, инженер, машинист, овощевод, животновод, воспитатель, библиотекарь, швея, продавец, почтальон и др;
закрепить обобщающее понятие "профессии";
обсудить профессии родителей - кем работают и чем занимаются на работе.


Задание 1. Упражнение "Угадай профессию" (активизация словаря) - назвать соответствующую профессию по трудовым действиям:

Лечит людей (кто?) - Лечит людей врач.
Воспитывает детей в детском саду (кто?) - ...
Водит машины, автобусы (кто?) - ...
Продаёт товары (кто?) - ...
Учит детей в школе (кто?) - ...
Строит дома (кто?) - ...
Красит стены и потолки (кто?) - ...

Задание 2. Упражнение "Подбери действия" (активизация глагольного словаря) - назвать как можно больше слов-действий:

Карандашом (что делают) - рисуют, раскрашивают, пишут, штрихуют...
Ножницами (что делают?) - ...
Расчёской (что делают?) - ...
Лопатой (что делают?) - ...
Метлой (что делают?) - ...
Иголкой (что делают?) - ...

Задание 3. Упражнение "Назови какой, какая?" (подбор подходящих по смыслу определений).

Летчик какой? - храбрый, умный, отважный
Учитель какой? - умный, добрый
Водитель какой? - внимательный, осторожный
Грузчик какой? - сильный, могучий
Строитель какой? - умелый, ловкий
Врач какой? - старательный, добрый
Танцовщица какая? - талантливая, красивая, стройная
Воспитательница какая? - добрая, весёлая, умная, заботливая.

Задание 4. Упражнение "Четвёртый лишний" (развитие мышления, памяти, внимания):

- Послушай слова. Выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.
Шофёр, машина, пожарный, милиционер.
Пилит, лечит, стругает, сверлит.
Подметает, расчищает, убирает, варит.
Ножницы, расчёска, шампунь, бинт.
Отрезает, взвешивает, подстригает, упаковывает.
Градусник, шприц, врач, вата.

Задание 5. "Нелепицы" (развитие словесно-логического мышления):

- Послушай предложения. Исправь ошибки.
Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.
Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.
Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы.
Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

Задание 6. Послушай рассказ и закончи предложения. Объясни, почему все профессии одинаково важны.

Однажды Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.
- Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач - самая главная профессия, потому что ... (он лечит людей).
- А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он ... (строит больницы) - ответил сестре Ваня.
- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если ... (повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать), - сказала Таня.
- Значит, главнее повара продавец. Если он ... (не продаст продукты, то повар не приготовит обед), подумав, заметил Ваня.
- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
- Его вылечит ... (врач) - уверенно ответил Ваня.
- Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня.
Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.
- Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что ... (приносят пользу людям) - сказала мама.

                                 "Зимующие птицы"



 Родителям рекомендуется:

  • Сходить вместе с ребёнком на прогулку в парк, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: голубя, воробья, ворону, галку, сороку, снегиря, синицу,  дятла, клеста. Обратите  внимание ребёнка на окраску птиц.
  • рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост); рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
  • поговорить о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
  • изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке.

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это... (снегири)

Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Давайте поиграем:

«Один – много» (образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» (ворона – вороны, галка – галки и т.д.)

«Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)

Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)

«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

«Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.

«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...

Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...

Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…

«Кто как голос подает»

         


Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся  и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками,  семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Вопросы:
Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробышек?

Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

 

Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)

Какого цвета оперение?

Какие лапки?

Чем они питаются?


        "Зима"



   Рекомендации для родителей:

v Понаблюдать с детьми за красотой зимнего леса; за снегом в разную погоду;

v Почитать сказку «Снегурочка», «Зимовье»;

v Принять участие в строительстве из снега горки  на участке;

v Сделать альбом «Наши славные дела» - фотографии или рисунки о помощи зимующим птицам

v Составить «Сказку про снеговика»

v Совместно с детьми из ваты, мятой бумаги, двухстороннего скотча и т.д. создать композицию на тему «Здравствуй, зимушка-зима!»

v Посетить снежный городок, полюбоваться снежными  постройками.

v Выучить с детьми  стихотворения: И. Никитин  «Зима», И. Суриков «Зима»...




"Дикие животные готовятся к зиме"


Рекомендации родителям по теме недели

 Рассмотреть картинки с изображением лесных зверей. 

- Расскажите ребѐнку о питании лесных зверей в тѐплое и холодное время года. 

-Рассказать о том, что зимой у зверей меняется цвет шерсти (что бы им было легче маскироваться на снегу, на ветках голых деревьев).

 - Поговорите с ребѐнком о зимней спячке и о зверях, впадающих в неѐ (медведь, барсук, ѐж). 

- Тренировать детей в назывании частей тела, жилищей и детѐнышей лесных зверей.

- Формировать умение отгадывать и самим составлять загадки про лесных зверей.

- Почитать с ребенком дома: В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк» Народные сказки «Лисичка-сестричка и волк». 

- Игра «Счет лесных зверей» 1 заяц, 2 зайца, 3 зайца,4 зайца, 5 зайцев; - лиса; - волк; - медведь; - ѐж; - лось.

- Игра «Один-много» Лиса-лисы, Волк-волки, Заяц-зайцы, Медведь-медведи, Ёж-ежи, Лось-лоси.

- Игра «Назови одним словом» Лиса, белка, заяц, волк, медведь – дикие животные.

 - Игра «Запоминаем слова» Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести. Слова: белка, ветка, шишка, лиса, волк, заяц, ѐж, иголки, гриб, медведь. 

"Дикие животные и их детёныши"

Рекомендации родителям по теме недели «Дикие животные». 
Рассматривайте дома с ребёнком иллюстрации с изображением зверей – зайца, белки, волка, медведя, лисы, кабана, ежа и т.д.
 Отмечайте их внешние признаки; расскажите о том где они живут; чем питаются (дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище); как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло), кто ещё из зверей живёт в норах (кроты, мыши, суслики, хомяки); что делают зимой медведь, ёж (спят); кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса, белка); проговаривайте название частей тела животных сравнивайте их с частями тела человека.
Рекомендуем вам перечень игр, которые могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в свободное время, когда взрослые и дети собираются вместе.

 Отгадывание загадок: Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
 Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь)
И по соснам, и по елям Быстро бегает она, Видит, шишки где поспели, Где грибная целина. (Белка) 
Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Олень)
 Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! Как зовут её? (Лиса).

 Игра «Угадай, кто это?» (подбор существительных и прилагательных): Бурый, косолапый, неуклюжий - …. Серый, зубастый, страшный - …. Хитрая, пушистая, рыжая - … Маленький, длинноухий, пугливый - … Серый -…, косолапый -…., рыжая - …., колючий - …. Ирга «У кого – кто?» (упражнения в словообразовании) У медведя – медвежонок, у волка - …, у лисы -…, у волка - …

 «Назови семью» Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей. Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок). Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок). Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок). Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок). Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок). 

Д/и «Кто как голос подает?» Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные. - Скажите, как подают голос звери? - Что делает волк - …(воет). - Что делает лиса - … (тявкает). - Что делает медведь - … (ревет) 

Игра «Кто чем питается?» Мясо – волку, мёд - …, морковку - ..., орех - … 

Пальчиковая гимнастика: Сидит белка на тележке (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно) Продаёт она орешки: Лисичке – сестричке (загибают по одному пальцу на руках, начиная с большого) Воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки) Где ты был? - Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки) Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами). Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами) Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются). 

Речевая гимнастика: Су-су-су, су-су-су. Белку видели в лесу. Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко): Са-са-са, са-са-са, Вот бежит леса. Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).

Составьте с ребёнком рассказ о диком животном, по предложенной схеме: - название; -дикое или домашнее животное; -большое животное или маленькое; - цвет шерсти; - чем питается; - где его дом; - название детёнышей.

 Физкультминутка «Медвежата» Медвежата в чаще жили головой они крутили Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево) Медвежата мед искали, дружно дерево качали Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево) Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат) И из речки воду пили Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед) А потом они устали и в берлоге крепко спали Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат) 

Прочитайте с ребёнком дома: В. Бианки «Купание медвежат», К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна», Н. Сладков «Бюро лесных услуг», Иван Соколов-Микитов «Медвежья семья»

                        "Человек. Наше тело"


Рекомендации для родителей: «Человек. Части тела»

Дети должны усвоить: название основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх - вниз, спереди – сзади, направо – налево, вперед – назад). 

Поиграйте с детьми: Предложите ребенку ответить на вопросы: - Что на голове? - Что на лице? - Что на руке? - Что на ноге? - Что на туловище? «Сосчитай до 5» Палец, ухо, рука, нос, глаз 

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: предложите ребенку назвать как можно больше слов-действий: Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать… Нос нужен для того, чтобы… . Язык нужен для того, чтобы… . Уши нужны для того, чтобы… . За волосами ухаживают так: их моют, расчесывают, вытирают, сушат… За зубами ухаживают так: … . За лицом ухаживают так: … . 

Упражнение «Один – много» (глаз – глаза, ухо – уши и т.д) Нос - … палец - … рука - … рот - … Какое слово отличается от других? Рот, рот, крот, рот. Уши, уши, ужи, уши. Палец, палец, танец, палец. Подбери действие Что можно делать: глазами – глядеть, читать, … - руками – - ногами – - зубами – - языком – - губами - - головой – - пальцами -

 Собери предложение Едой, перед, руки, мыть, надо. Утрам, необходимо, по, зарядку, делать. Обувал, ноги, мальчик, на, ботинки.

 Хитрые вопросы Как ты думаешь, что случится, если человек перестанет: - умываться – - чистить зубы – - есть – - пить – - гулять – - расчесывать волосы –- Употреби слово в нужной форме Что? – уши. У змей нет чего? – Холодно чему? – Отморозить что? – Слышать чем? – Девочки носят сережки в чем? 


"Транспорт"



Рекомендации для родителей по теме недели

Задание 1. Игра с правилами «Подбери признак»:

машина (какая?) — ...,

самолет (какой?) — ... .

Задание 2. Игра с правилами «Почему так называются?»

(образование сложных слов):

самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал,

самокат. 

Задание 3. Игра с правилами «Подбери предмет к признаку»:

 Старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ...

, грузовой ... , трѐхколесный ... , быстроходный ... , летящий ...

Задание 4. Подобрать синонимы к словам:

Ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

Задание 5. Подобрать антонимы к словам:

Взлѐт — посадка, взлетать — приземляться, приезжать — ...,

приплыть —.....

Задание 6. Составить предложение из слов.

Машина, мост, ехать, под.

Задание 7. Игра с правилами «Четвертый лишний».

 Самолет, лодка, пароход, корабль.

Задание 8. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать.

Машина из гаража .... Машина к дому .... Машина от дома ....

Машина в ворота .... Машина до дома .... Машина с моста ....

Задание 9. Игра с правилами «Кто на какой машине работает».

На «скорой помощи» работает врач. На пожарной ... .

 Задание 10. Составь рассказ по плану

-Как называется транспортное средство.

-Вид транспорта.

-Где и как используют.

-Цвет и размер.

-Детали.

-Что нужно для движения?

-Как ухаживать.

-Люди каких профессий работают на транспорте.

        

Задание 11. Пальчиковая игра «Транспорт»

Мы с первым пальцем – малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвести!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.



"Домашние птицы и их детёныши"


Рекомендации для родителей по теме

1. Убедитесь, знает ли ваш ребенок домашних птиц и умеет ли их назы­вать. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании ПЕТУХА, КУРИЦЫ, ЦЫПЛЕНКА, ГУСЯ, УТКИ, используя рисунок.

Предложите малышу задание: «Покажи петуха. Покажи курицу. Покажи цыпленка. Покажи гу­ся. Покажи утку». Про каждую птицу спросите: «Кто это?»

2.  Продемонстрируйте ребенку,  какие звуки издают разные птицы. Делайте это выразительно, весело, чтобы превратить задание в игру.

Петух. Ку-ка-ре-ку!

Курица. Ко-ко-ко!

Цыпленок. Пи-пи-пи!

Гусь. Га-га-га!

Утка. Кря-кря!

Предложите малышу самому изобразить этих птиц и показать, как они кричат. Скажите: «Превратись в петушка. Похлопай руками по бокам, как бьет крыльями петух. Покукарекай, как петух. Представь себе, что ты ку­рочка. Присядь на корточки и позови своих цыплят. А теперь ты — малень­кий цыпленок. Бегай, ищи свою маму-курочку и пищи, как цыпленок» и т. п.

3. Поиграйте с ребенком в подвижную игру. Для этого сначала прочитай­те текст и покажите движения. После чего предложите ребенку сделать это вместе. Похвалите его за проявленные активность и самостоятельность.

Утки

Ути-ути-утки,                                 Вперевалку пройти по кругу друг за другом.

Уточки-малютки,                          

На волнах качались,                       Присесть.

Брызгались, плескались.                Встать,   помахать руками,   как крыльями.

Петух

Петя, Петенька-петух                    Стоя лицом в центр круга, ритмично

Весь раскрашен в прах и пух.        хлопать руками по бокам, как крыльями.

Разноцветный, весь цветной,          Пройти по кругу друг за другом, заложив руки за спину.

Он кричит как заводной:                Остановиться, повернуться лицом

— Ку-ка-ре-ку!                               в круг, покукарекать.

4. Используя рисунок 10, поиграйте с малышом в игры «Кого не стало?», «Кто появился?» следующим образом. Когда малыш покажет и назовет всех птиц на картинке, предложите ему отвернуться или закрыть глаза, а сами закройте одну из птиц картонной карточкой. Когда малыш откроет глаза, задайте ему вопрос: «Кого не стало?» Затем закройте другую птицу. Попросите малыша назвать всех остальных птиц и закрыть глаза. Уберите картон и спросите: «Кто появился?»

5. Прочитайте ребенку народные потешки. Помните, чем выразительнее вы будете их читать, тем больше желания подражать будет у ребенка.

  • Петушок, петушок,

Ты продай мне гребешок.

  • Не продам, не одолжу

Сам я Ваню расчешу.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

  • Есть хотите?
  • Да-да-да.
  • Так летите!
  • Серый волк под горой.
  • А вы взвейтесь покруче,

Да взлетите выше тучи,

Там ему вас не достать,

Не умеет волк летать.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Кате спать не даешь?

Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

На насесте спал,

Рано утром встал,

Вверх по лесенке пошел,

Свою песенку нашел:

— Ку-ка-ре-ку!


"Домашние животные и их детёныши"

Рекомендации для родителей по теме

Рассказать детям, какую пользу приносят людям домашние животные.

Прочитать стихи, рассказы о домашних животных, рассмотреть иллюстрации.

— Почему эти животные называются «домашними»? — Какую пользу приносит людям (лошадь, корова, овца и т.д.)? — Зачем у лошади на ногах копыта? — Почему не слышно, как кошка ходит?

Дети должны знать:

— названия домашних животных: корова, кошка, собака, коза, лошадь, свинья, овца, баран, конь; — названия детёнышей и семью: телёнок, котёнок, щенок, жеребёнок, ягнёнок, поросёнок, козлёнок; — понятие «домашние животные»; — внешние признаки каждого, чем они питаются, как голос подают; — где живут, какую пользу приносят;

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, овца, баран, ягненок, ягнята, коза, козел, козленок, козлята, свинья, боров, поросенок, поросята, собака, пес, щенок, щенята, кошка, кот, котенок, котята, голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост, дом, человек, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, скотный двор, коровник, конура, будка, конюшня, свинарник, пастбище, овчарня, доярка, оператор машинного доения, свинарка, конюх, пастух, чабан.

Прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, домашние, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый;

Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.

Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».

Дай молока, Бурёнушка, (дети показывают «рога» коровы, сгибают указательный пальчик и мизинец) Хоть капельку- на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинцев, на обеих руках) Творогу немножечко, на обеих руках. Масла, простоквашки, Молока для кашки. Всем даёт здоровье – молоко коровье! (Снова показывают «рога» коровы)

Грамматический строй речи

— Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):

кошка – кошки – много кошек жеребёнок – жеребята – много жеребят собака – собаки – много собак котёнок – котята – много котят свинья – свиньи – много свиней лошадь – лошади – много лошадей

— Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

корова – коровка лошадь – лошадка кошка – кошечка овца – овечка собака – собачка овца – овечка баран — барашек

— Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов Одна кошка, …, пять кошек Одна собака, …, пять собак Одна лошадь, …, пять лошадей Одна овца, …, пять овец Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров

— Дидактическое упражнение «Отгадай, кто это?» :

Сторожит, грызёт, лает? – собака Хрюкает, роет? – свинья Ржет, бегает, скачет? – лошадь Мяукает, лакает, царапается? – кошка Мычит, жуёт, ходит? — корова

— Дидактическое упражнение «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании):

Коза – козёл – козлята Корова – бык – телята Свинья – кабан – поросята Лошадь – конь – жеребята Собака – пёс – щенята Овца – баран – ягнята Кошка – кот – котята Коза – козёл – козлята

— Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»:

Лошадь ржёт. Овца блеет. Собака лает, рычит. Кошка мурлыкает, мяукает. Свинья хрюкает. Корова мычит.

— Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных):

Конура собаки. — Чья конура? – собачья. Молоко козы, коровы. — Чьё молоко? – козье, коровье. Рога барана, коровы, козы. — Чьи рога? – бараньи, коровьи, козьи. Хвост лошади, кошки, собаки. — Чей хвост? – лошадиный, кошачий, собачий. Копыта коровы, лошади. — Чьи копыта? – коровьи, лошадиные. Борода козы. — Чья борода? – козлиная. Лапы кошки. – Чьи лапы? – кошачьи.

— Дидактическое упражнение «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):

в коровнике живёт (кто?) – корова в свинарнике живёт (кто?) – свинья в конуре живёт (кто?) – собака в сарае живут (кто?) – овца, баран в хлеву живет (кто?) – коза

— Дидактическое упражнение «Продолжи предложения»:

Собака лает, грызёт кости, сторожит … (дом). Лошадь ржёт, пасётся…(на лугу). Кошка мурлыкает, ловит мышей…(в подвале).

— Дидактическое упражнение «Исправь предложение»:

Собака кудахчет на чужих. — Собака лает на чужих. Корова даёт шерсть. – Корова даёт молоко. Кошка клюёт молоко. – Кошка лакает молоко. Свинья рычит в корыте. – Свинья плескается в корыте. Кошка хрюкает на диване. – Кошка мурлыкает на диване.

— Дидактическое упражнение Составлять рассказ о домашнем животном по плану.

Это коза, домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зелёную траву. Даёт вкусное мясо, молоко, шерсть. Живёт коза в сарае, хлеву.

1. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Расскажите, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает. Закрепите в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

2. Обратите внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у кого?»: Покажите по картинкам и назови части тела домашних животных.

У коровы — рога,….

У лошади — грива,….

У свиньи — пятачок,….

У собаки — лапы,….

3. Упражнение «Назови ласково»: Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.

Кот — котик, кошка — кошечка, котенок — котеночек.

Пес — …, собака — …, щенок — ….

Бык — …, корова — …, теленок — ….

Козел — …, коза — …, козленок — ….

Баран — …, овца — …, ягненок — ….

4. Расскажите ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних животных (для коров — коровник, для свиней — свинарник и т.д.).

5. Упражнение «Кто как голос подает?»: Закончи предложения.

Корова — мычит.

Кошка — ….

Собака — ….

Лошадь — ….

Свинья — ….

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Собака (что делает?) — нюхает, рычит, грызет, охраняет…

Лошадь (что делает?) — ….

Свинья (что делает?) — ….

7. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»: Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? {У кролика не хватает ушей. И т. д.) Помоги художнику. Дорисуй недостающие части тела.


  "Дом.Мебель"


РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: - рассмотреть вместе с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни; - назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена; - объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов; - рассмотреть мебель в иллюстрациях журналов, книг; - попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель ( стул, стол, кровать, платяной шкаф, диван); для чего нужны разные столы (обеденный, письменный, кухонный); чем отличается стул от табуретки, от кресла; - сходить с ребенком на экскурсию в ближайший мебельный магазин. 
Словарь: Слова-предметы: мебель, стол (ножки, столешница),стул(ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка. 
Слова-признаки: деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский т.д. 
Слова-действия: покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать. 

ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ «Какая бывает мебель?» Из какого материала делают мебель? Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая «Назови, какой…» Шкаф сделан из дерева, он -…деревянный Кровать сделана из железа, она -…железная Диван сделан из кожи, он - …кожаный Стул сделан из пластмассы, он - …пластмассовый «Посчитай мебель» Один стул, два стула, три стула…, пять стульев Одна кровать, две кровати…, пять кроватей Одно кресло, два кресла…, пять кресел Один шкаф, два шкафа…, пять шкафов Для чего, для кого предназначена мебель?» Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф Мебель для детей (какая?) – Детская мебель «Один – много» «Договори слово» У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов). У меня один диван, а в магазине много … (диванов). У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов). У меня одна полка, а в магазине много … (полок). У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей «Выполни действия» «Скажи, где находиться» " положи кубик: на стул, под стул, за …, около …, между …, перед …, в … . Куда ты положил кубик? – Я положил кубик на стол. - Я положил кубик под стул. - Я положил кубик в ящик. - Я положил кубик перед диваном. " возьми кубик: из коробки, со стола, из-под …, из-за … Откуда ты взял кубик? – Я взял кубик со стола. - Я взял кубик из ящика. - Я взял кубик из-под стула. «Кто больше подберет слов» Что делают с мебелью? – покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают. «Что есть у мебели? Назови части мебели» Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки. Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница. Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки. Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки. Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац. «Для чего нужна мебель?» Для чего нужен шкаф? - В шкаф складывают одежду. - В шкафу хранят посуду. - В книжном шкафу хранят книги. Для чего нужен стул? - На стуле сидят. Для чего нужен диван


"Одежда.Обувь.Головные уборы"




Предметный словарь:  одежда, пальто, куртка, плащ, платье, юбка, блузка, кофта, свитер, рубашка, шорты, брюки, костюм, фартук, сарафан, колготки, носки, гольфы, платок, косынка, шапка, шляпа, пояс, ремень, варежка-варежки, перчатка- перчатки, рукав, манжет, пояс, воротник, карман, пуговица, петля, крючок, кнопка, молния, резинка, швея, портниха, иголка, нитки, наперсток, халат, туфли, чешки, сандалии, калоши, тапочки, кеды, кроссовки, каблук, пряжка, язычок, шнурки, носок, пятка, подошва, голенище, швейная машина, сапожник, шляпа, кепка, косынка, шапка, поля, козырек.

Глагольный словарь: одевать, надевать, завязывать, развязывать, снимать, вешать, класть, чистить, стирать, гладить, расстегивать, застегивать, одеваться, раздеваться, шить, вышивать, вязать, обуть, обуваться, разуваться, завязывать, развязывать, просушивать, ухаживать, чистить.

Словарь признаков: женская, мужская, детская, спортивная, осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, короткий, длинный, новый, старый, чистый, грязный, мятый, глаженый, удобный, неудобный, красивый, нарядный, левый, правый, легкие, тяжелые, летняя, зимняя, кожаная, демисезонная.


Родителям рекомендуется:

  • Напомнить ребенку о том, какое сейчас время года;
  • Обратить внимание на изменения погоды (стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, дождь, может быть метель);
  • Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.
  • Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;
  • Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;
  • В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

Составить описательный рассказ

об одежде, обуви по плану:

  1. Что это?
  2. Чья эта одежда? (детская, женская, мужская)
  3. Какого цвета?
  4. Назвать части этой одежды (обуви)?

Поиграйте вместе с детьми

  • Дидактическая игра «Скажи наоборот»

 (подбор слов - антонимов).

Длинный рукав – короткий рукав;

Узкая юбка – широкая юбка;

Короткое платье – длинное платье;

Белый костюм – черный костюм;

Грязные носки – чистые носки;

Большой карман – маленький карман

  • Дидактическая игра «Подбери признак»

 (подобрать как можно больше признаков к существительному)

Куртка (какая?) – красная, теплая, осенняя…

Шапка (какая?) – теплая, мягкая, пушистая, коричневая…

Сапоги (какие?) – резиновые, зеленые, зимние, теплые…

  •  Дидактическая игра «Подбери слова»

Что вяжут? – шапку, варежки, …

Что шьют? – пальто, платье, …

Что надевают? – пальто, свитер, …

Что обувают? – сапоги, валенки, …

Что завязывают? – шнурки, платок, …

Что штопают? – носки, чулки, …

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз,    (попеременные хлопки

Сколько обуви у нас.           ладонями и удары кулачками

                                               столу)                                                      

Туфли, тапочки, сапожки   (на каждое название обуви

Для Наташки и Сережки,  загибают по одному пальчику,

Да еще ботинки                   начиная с большого)

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки  Галеньки.  

Дыхательные упражнения

«Застегиваем молнию на куртке»

И.п.: о. с. 1 – правой рукой застегиваем куртку, вдох; 2 – на выдохе произнести «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3 – 4 раза.

    "Деревья. Кустарники"


1.Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, кустарников, отметить особенности строения(ствол, ветви, листья (иголки), плоды и т.д.).

2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев, кустарников. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья», «кустарники».

3. Побеседовать с ребенком, что — Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр)

— Где растут деревья, кустарники? (В лесу, парке и т.д)

Раздел: Развитие мелкой  моторики Пальчиковая  гимнастика «Собираем листики»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.

Отгибать пальчики.

Кулачки сжимать и разжимать.

Загибать пальчики.

Изобразить фонарики.

Раздел: Лексико-грамматические упражнения ( в скобках правильные ответы ребенка)

Поиграйте с ребёнком в игры:  «Один – много».

Одно дерево, много (деревьев)...... Один лист, много (листьев).. ...... 

Одна ветка, много (веток)....... Один ствол, много (стволов)……

Одна береза, много (берез)... ….. Одна елка, много(елок)…. ... 

Одна рябина– много(рябин)….… И т. д.

   Игра   «Назови ласково»

лист — (листик)…….  ветка — (веточка)…… шишка -(шишечка)…….                              

иголка — (иголочка)…… береза — (березка)……. рябина — (рябинка)……..

елка — (елочка)……                                  

 Игра  "С какого дерева лист?"                                                 

 Лист березы - березовый.

 Лист рябины - рябиновый.

 Лист дуба - дубовый. И т. д.

 Лист клена- кленовый

Игра.  Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

- Спросите у ребенка. Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

Игра «Посчитай от 1 до 5

Одно дерево-два дерева-три …….-четыре-……пять (деревьев)……

Слова для счета: лист, кустарник, можно считать на выбор ребенка любые названия деревьев и кустарников)

Раздел. Связная речь.

Составьте описательный рассказ про деревья, кустарники по выбору.

-Название дерева, из каких частей состоит, какое оно по величине, как изменяется в разное время года, какую пользу может принести людям.

Раздел наше творчество. Загадайте детям загадки и нарисуйте отгадку (рисовать на листе формата А4)

Его весной и летом

       Мы видели одетым,

       А осенью с бедняжки

 Сорвали все рубашки. ( Дерево)

Раздел подготовка к обучению грамоте.

Игра «Подели на слоги слова»

        Предложите ребенку хлопнуть в ладоши столько раз, сколько в слове слогов.

Ствол-ветка-лист-корень-дерево-дуб-елка-береза-рябина-сосна-


                                                               "Огород.Овощи"

 Рекомендации для родителей по теме недели
На этой неделе вместе с детьми мы говорим о овощах. В течение данной недели дети будут формировать и уточнять представления об овощах. Обобщающее понятие: овощи; огород; урожай, грядка. Название распространенных овощей. Способы произрастания (на земле, в земле), способы сбора: копка, выдергивание, срывание. Варианты употребления в пищу. Чтобы дети лучше усвоили материал, мы предлагаем несколько упражнений, которые Вы можете выполнить с ребенком дома.
1. Дома или в магазине рассмотрите с ребенком натуральные овощи - картофель, огурец, помидор, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редис, горох, лук, перец, репу и прочие доступные. Обсудите, что все это можно назвать одним словом «Овощи».
2. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле (в огороде, парнике, теплице). Овощи могут расти В земле («корешки») и НА земле («вершки») 
3. «Веселый счет». Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров; (перец, огурец, тыква и т.д.)
4.«Назови салат, сок, суп, пюре» Какой суп из …(гороха, капусты, свеклы, фасоли, овощей, тыквы) Какая салат из …(огурца, помидор, перца, лука) Какой сок из … (моркови, тыквы, свеклы) Какое пюре из … (картофеля, гороха, моркови)
5. Прочитайте ребенку русские народные сказки «Вершки и корешки», «Репка». Спросите, что он может сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них? Обсудите. Почему вытянули репку?
6.Рассмотрите вместе картинку. Какие овощи ребенок здесь видит?



"Осень"

     Рекомендации для родителей по теме недели

  • Расскажите детям о том, что осень можно разделить на два периода: раннюю и позднюю. Предложите рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратите особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые; обратите внимание детей на то, как изменилась погода, стало теплее или холоднее на улице, дни стали длиннее или короче? Напомните, куда и почему улетели птицы.
  • Во время прогулки предложите детям понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите детям запомнить приметы осени:

стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;

листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;

исчезли насекомые;

собираются в стаи и улетают на юг птицы;

дни стали короче — а ночи длиннее;

с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;

люди стали теплее одеваться;

дети пошли в школу.

  • Предложите детям поиграть в подвижную игру «Осень».

Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаемся на носочки, поднимаем

вверх перекрещенные руки.)

Начал капать дождь колючий. (Совершаем прыжки на носочках,

держа руки на поясе.)

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. (Приседаем, держа руки на поясе.)

Грязь и лужи на дороге, (Идем по кругу с высоким подниманием колена.)

Поднимай повыше ноги.

  • Прочитайте детям стихи об осени.

Осень

Падают, падают листья — в нашем саду листопад.

Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают — гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

Осень

Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.

Листья желтые летят прямо на руки ребят.

Подарки осени

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине,

Зонтик желтый - тополям, фрукты осень дарит нам.

  • Выучите с детьми загадку.

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

Нарисуйте с детьми дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются?)

  •  Поиграйте в игры с мячом:

-«Назови ласково»

Дождь — дождик.

Лужа —... .

Ветер— ... .

Солнце—… . И т. д.

-«Чего много на осенней улице»

Зонт — много зонтов.

Облако—... .

Туча —... .

Лужа —... .

Лист —… . И т. д.

-«Исправь ошибку»

Большая зонт, холодная ветер, пасмурный погода, жёлтая лист, большой лужа, сильная дождь, серый туча.

  • Потренируйте детей отгадывать загадки.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Собрались все в стайки... (птицы)

Слезки капают из тучи —

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник,

Хлюпает по лужам... (дождик)

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под… (зонт)

  • Прочитайте детям рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ними, о каких приметах осени говорит писатель.


"САД.ФРУКТЫ"

                    

 Рекомендации для родителей по теме недели                             

  • рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом – «фрукты»;
  • обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус; по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.
  • Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.
  •  Отгадать загадки.  Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем гладко – гладко, а откусишь – сладко.  (Яблоко) На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
  •  Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша -.., слива - .., персик - .., слива - .., банан - .., апельсин - …
  • Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов): яблоко – яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишнёвый; лимон – лимончик – лимонный.
  • Составить сложносочинённые предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон жёлтый, а яблоко красное.
  • Составить описательные рассказы о фруктах по следующему плану:  Что это? Где растёт?Каков внешний вид? Каков на вкус? Что из него готовят?
  • Дидактическая игра «Весёлый счёт» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две): одно яблоко, два яблока, три яблока, пять яблок; один лимон, два лимона… пять лимонов;
  • Дидактическая игра «Назови сок, варенье»(образование относительных прилагательных) : сок из яблока – яблочный; варенье из яблок – яблочное; сок из груши - …; варенье из груши - ; сок из апельсина - ..; варенье из апельсина - ..
  • Дидактическая игра «Что где растёт» : яблоко на яблоне, слива – на.., груша – на…
  • Отгадать описательную загадку. Это фрукт . Он растёт на дереве, круглый, сладкий ,румяный. (Яблоко)
  • «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты)                                        

"МОЙ ДОМ","МОЙ ГОРОД","МОЯ СТРАНА"


 Рекомендации для родителей по теме недели
  • Рассказать детям о знаменитых людях родного города, страны.
  • Почитать Уральские сказы П. Бажова: "Малахитовая шкатулка", "Серебряное копытце", "Хозяйка медной горы".
  • Рассказать о достопримечательностях нашего города, страны.
  • Составить совместно с ребенком схему "Моя дорога в детский сад"
  • Посетить с ребенком краеведческий музей.   

  • Рассказать детям о знаменитых людях родного города, страны.
  • Почитать Уральские сказы П. Бажова: "Малахитовая шкатулка", "Серебряное копытце", "Хозяйка медной горы".
  • Рассказать о достопримечательностях нашего города, страны.
  • Составить совместно с ребенком схему "Моя дорога в детский сад"
  • Посетить с ребенком краеведческий музей.   

"ДО СВИДАНИЯ, ЛЕТО", "ЗДРАвСТВУЙ ДЕТСКИЙ САД"

 Рекомендации для родителей по теме недели

  • просмотреть картинки с изображением школ, учеников в школьной форме, поговорить о значимости школьных принадлежностей , рассказать о своих школьных годах, учителях, о своих школьных друзьях, рассмотреть фотографии;
  • приготовить, смастерить атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Школа";
  • привлекать ребенка к выполнению посильных трудовых поручений;
  • побеседовать с ребенком о необходимости бережного обращения с книгами, познакомить с назначением закладок для книг.

 

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий